Персоональный сайт воспитателя ДОУ Тыщенко Елены Александровны

Цифровая Фото - рамка – эффективный инструмент ИК технологии в познавательном развитии детей ОВЗ

 Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий. Применение ИКТ способствует повышению мотивации детей, повышает их познавательную активность. У детей ОВЗ (нарушение интеллекта тяжелой степени) имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности, мышления, процессов обобщения. Внимание неустойчивое, ребенок быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материала, интересного для ребенка.

В основе работы с детьми с нарушением интеллекта лежит принцип индивидуального подхода. Для того чтобы индивидуальная работа с детьми ОВЗ способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей мы в своей работе используем ИК технологию – цифровая фото - рамка в сочетание с интерактивной  кейс – технологией.

Отчего произошло название кейс – технологии. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Суть кейс-метода в работе с детьми ОВЗ  заключается в том, что он  стимулирует,  познавательную активность через практическую деятельность создает представления для  диалога  с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация  может предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

В работе с детьми общеобразовательных групп кейс может выгладить так:

Кейс – это описание реальной ситуации

Кейс – это «кусочек» реальной жизни

Кейс – это события реально произошедшие в той или иной сфере деятельности

Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности»

Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Технология «Фото-кейс» актуальна  в работе с детьми ОВЗ даёт возможность сформировать стратегию развития, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Мы в своей работе применяем фотоаппарат и цифровую фото – рамку.

Почему взяли фото – рамку?Дети с особыми возможностями в развитии, именно умственно отсталые  тяжелой степени, имеют определенные нарушения, в том числе  ослабленный слух и зрение.

При использование фото – рамки, ребенок имеет возможность взять её в руки, рассмотреть ближе фотографию, может с ней пойти по группе, она безопасна.

Мы построили свою работу таким образом:

Разработали систему использования цифровой фото - рамки по лексическим темам. Каждый материал по лексической теме подобран разной степени сложности.  Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

В группе у нас 8 детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью тяжелой степени), они безречевые, с ослабленным зрением, слухом и множеством других сопутствующих заболеваний.

На каждого ребенка  мы завели  USB – флеш-  накопитель, куда сбрасывается фотоматериал по лексическим темам, только на одну неделю.

Наши воспитанники обладают, обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. Поэтому весь материал яркий и значимый, в привлекательной для ребенка форме,  ребенок непроизвольно обращает на него внимание.

Структура кейс – технологии в нашей группе используется в форме:

1 этап: на фото - рамке -  предлагаем ребенку посмотреть фотографию, например, «грузовик» – проводим знакомство. Что это? - Это машина, Какая машина? - грузовая.

2 этап: предлагаем ребенку найти грузовик в группе и принести его воспитателю. Таким образом, меняем смену деятельности,  ребенок более заинтересовывается объектом.

3 этап:  Проводим повторную беседу. Когда ребенок запомнит грузовую машину, можно показать следующие фото - из чего состоит машина,  прибавляя каждый раз одну фотографию (кабина, кузов, колеса и т.д.)

4 этап: (усложнение): «Покажи колеса, кабину, кузов», «Собери машину»

Каждый раз, повторяя тему и усложняя её, меняем вид деятельности,  после чего ребенок усваивает материал.

С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения  используем музыкальные физминутки.

Несомненно, систематически соблюдаются  элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников  с ИКТ в соответствии с требованиями  СанПиНа, и используются  здоровьесберегающие технологии.

Уважаемые участники семинара я прошу Вас по шаблону разработать кейс по лексической теме « Транспорт». Цель:  реализация задач через разные виды деятельности -  рисование,  лепку, математику, сенсорному развитию.

Через одну и туже тему мы создали разные ситуации, разные вопросы, разную стратегию выполнения задания. Таким образом, применение фото – кейс – технологии оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие познавательной деятельности.

Цифровую  фото - рамку используем  при работе с родителями.

В течение дня делаем фотографии детей на занятиях в сводной деятельности (при всем этом имеем письменные согласие родителей (законных представителей) на фото - видео съемку).

Вечером, забирая детей из детского сада, родители или законные представители могут просмотреть, чем занимались их дети в течение дня.

Например, родителям предлагается кейс «Машина»  где они могут сами создать ситуацию, поставить проблемные вопросы, как исправить, релаксация. Так родители с помощью кейс -  фото - технологии совместно с ДОУ развивают познавательную активность детей.

Литература:

1.Применение кейс-метода на занятиях / Т.В. Савостина // статья в журнале «Специалист» № 4, 2009.

2.Земскова А. С. Использование кейс - метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3.Давыдовский А.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.

4.Кораблева А.С. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 20

Источники:

1.http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm    Педагогические технологии и инновации

2.http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html   Развивающие педагогические технологии

2.Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL:http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

22 апреля 2020 в 13:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.